Историческая справка о суде

История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, начинается ещё в ХII веке.

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия встречается в 1135 году в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича. Начиная с 1667 года в России действовали купеческие суды, созданные царем Алексеем Михайловичем.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц - Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, затем таможенные суды, учрежденные Петром Великим в 1721 году.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге, Феодосии, Архангельске, Измаиле. 14 мая 1832 г. император Николай 1 издал Указ о создании системы коммерческих судов и об утверждении Устава торгового судопроизводства, который определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания доказательств. В Устав включены были и временные Правила о порядке производства дел о несостоятельности. Судебная реформа 1864 года в России не коснулась организационно коммерческих судов. Однако произошли изменения в судопроизводстве: споры рассматривались теперь и с учетом требований Устава Гражданского Судопроизводства.

Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде N 1 Советской власти они были упразднены.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В 1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.

6 декабря 1931 г. СНК СССР принял постановление, которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государственные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

Государственный арбитраж в Мордовской Автономной области организован постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 года и назывался Государственный арбитраж при исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской Автономной области Средне-Волжского края.

С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража продолжала расширяться.

В частности, постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1933 г. "О заключении договоров на 1934 год" на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем.

В Мордовской АССР Государственный арбитраж был преобразован в 1935 г. постановлением СНК Мордовской АССР от 14 марта 1935 г. №6 в Государственный арбитраж при Совете Народных Комиссаров МАССР. В дальнейшем в связи с преобразованием Совета Народных Комиссаров МАССР в Совет Министров МАССР (Указ президиума Верховного Совета МАССР от 26 марта 1946 года) Госарбитраж стал называться Госарбитраж при Совете Министров МАССР.

В дальнейшем компетенция органов государственного арбитража продолжала также расширяется. Постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 г. "О заключении договоров на 1940 год" на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.

С принятием Постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953 г. №768 "О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" Государственный арбитраж передался в состав Министерства юстиции СССР.

Постановлением Совета Министров Мордовской АССР №547 Государственный арбитраж при Совете Министров МАССР был передан в ведение Министерства юстиции МАССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. № 1153 "О Государственном арбитраже" Государственный арбитраж был выделен из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров СССР.

Соответственно постановлением Совета Министров Мордовской АССР №358 Государственный арбитраж вновь стал в ведении Совета Министров МАССР.

23 июля 1959 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 824 "Об улучшении работы Государственного арбитража", которым было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

Совет Министров СССР принял Постановление от 7 августа 1970 г. № 646 "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве". Этим Постановлением определялись основные задачи органов арбитража в условиях экономической реформы, уточнялась подведомственность споров, вносились существенные изменения в некоторые нормы арбитражного процесса, давались поручения компетентным органам о разработке и представлении Правительству предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов арбитража и порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями.

Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. Постановления № 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Этим Постановлением было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим Постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей. Тем же Постановлением было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами Государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются законом о Государственном арбитраже в СССР. Таким образом, органы Госарбитража впервые в истории советского государства были преобразованы в конституционные органы, и их деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией, что было обусловлено мероприятиями по совершенствованию хозяйственного механизма, повышением роли органов Госарбитража в народном хозяйстве.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР "О государственном арбитраже в СССР", который был введен в действие с 1 июля 1980 г. Этим Законом определялись задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

После принятия Конституции СССР (1977 год) в сравнительно короткий срок было полностью обновлено законодательство, регулирующее деятельность органов Госарбитража, что в то время способствовало усилению их воздействия на предприятия и организации в деле выполнения заданий государственных планов экономического и социального развития страны, укрепления социалистической законности и государственной дисциплины в сфере хозяйственных отношений.

В соответствии с новым законодательством были изменены и полномочия Государственного арбитража. Во-первых, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. № 6362-XI "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления" в ст. 9 Закона СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственном арбитраже в СССР" было внесено изменение, согласно которому на органы Госарбитража возлагалось разрешение споров между совместными предприятиями, международными объединениями и организациями СССР и других стран - членов СЭВ. Во-вторых, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 февраля 1987 г. № 190 "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве" (СП СССР, 1987, № 15, ст. 59) Госарбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в Госарбитраж СССР. Названным Постановлением органам Госарбитража также предоставлялись дополнительные права.

Дальнейшее изменение полномочий Госарбитража устанавливается Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1987 г. № 6544-XI. Этим документом были внесены изменения и дополнения в законодательство Союза ССР о государственном арбитраже. В частности, Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "О Государственном арбитраже в СССР" был дополнен новой статьей, возлагающей на Госарбитраж функции по осуществлению контроля за соблюдением договорной дисциплины и правил доарбитражного урегулирования хозяйственных споров. Была также изменена статья 27 вышеуказанного Закона, предусматривающая контроль со стороны Госарбитража за деятельностью арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств, а также других органов, разрешающих хозяйственные споры, и их инструктирование.

В 1987 году на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в законодательство Союза ССР о Госарбитраже» от 18 февраля 1987. г №6544-Х1 был образован Государственный арбитраж Мордовской АССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 года № 490 были утверждены Положение о Государственном арбитраже СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Этими документами, в частности, расширялась компетенция государственных арбитражей по рассмотрению дел. В корне изменилась деятельность арбитражных судов в связи с принятием Верховным Советом СССР 17 мая 1991 года двух законов: Закон СССР "О Высшем Арбитражном Суде СССР" и Закон СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР". С введением в действие этих законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее.Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, а также Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР. Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного Закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности Высшего Арбитражного суда РФ связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановлением Верховного Совета Мордовской ССР «Об образовании Высшего арбитражного суда Мордовской ССР» от 24 октября 1991 г. №491-Х11 был образован Высший арбитражный суд Мордовской ССР.

На основании Закона Мордовской ССР «Об изменении наименования Мордовской ССР» от 25 января 1994 г. №1202-Х11 Высший арбитражный суд Мордовской ССР переименован в Высший арбитражный суд РМ.

На основании Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской федерации» от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ с 1995 года определилась следующая структура арбитражных судов в Российской Федерации:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • Федеральные арбитражные суды округов;
  • Арбитражные суды республик, краев, областей, автономных округов.

В соответствии с этим законом Высший арбитражный суд РМ был переименован в Арбитражный суд РМ и вошел в Волго-Вятский округ (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа расположен в Нижнем Новгороде).

На основании Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской федерации» были образованы Арбитражные апелляционные суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В Волго-Вятском судебном округе действует Первый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Владимире, юрисдикция которого распространяется на Арбитражный суд Республики Мордовия.

 На основании Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» с 06 августа 2014 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднён, вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов переименованы в «арбитражные суды округов», в частности, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа переименован в «Арбитражный суд Волго-Вятского округа» (Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).

Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» введена процедура пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, а также предусмотрен порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

На основании Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 №1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ) в настоящее время систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

            -арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

            -арбитражные апелляционные суды;

            -арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

            -специализированные арбитражные суды.

Сервис временно не доступен